Экскурсия в «Боярские палаты» в Зарядье.

(24 сентября 2004 года)

 

Кто же такие бояре? И что такое палаты?

Это богатые, знатные люди, слуги царевы. А их дома назывались палаты. А одном из таких домов нам удалось побывать. Эти палаты принадлежали родителям первого российского царя из династии Романовых, Михаила Романова. И жили в них в 16-17 веках. Если посмотреть на гравюру с изображением старой Москвы этого времени, то можно разглядеть герб на крыше дома с изображением грифона, герба хозяина. Некоторые описания боярской жизни можно найти, если внимательно читать «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина.

 

Боярский дом по форме представляет собой букву «глаголь». Парадное крыльцо украшает большая лестница, у подножья которой расположились львы. Окна начинаются только со второго этажа, потому что мостовые были деревянные, и грязь дороги могла лететь прямо в окна. Второй этаж занимает мужская половина дома. (Жена хозяина могла входить в нее только по большим праздникам). Она каменная, достаточно сумрачная,  с узкими окнами, низкими сводчатыми потолками, украшенными внутри росписью, но очень уютная, чтобы сосредоточиться и заниматься важными государственными делами. А третий этаж – это женская половина. Это деревянный терем, с высокими прямыми потолками, украшенными внутри резьбой по дереву.  В этой части дома больше простора для игры детям, больше света, чтобы заниматься рукодельем, и больше изящества для  более тонкой и впечатлительной хозяйки дома. Стены в палатах обиты бархатом или шелком, отсюда название обои.

 

А наша экскурсия начинается с осмотра подсобных помещений. Мы входим в палаты через обычный вход, и, повернув направо, попадаем в помещение, называемое подклеть или на кухню. На кухне находится русская печь, где можно готовить пищу, на печи находится лежанка, на которую ведет приставная лестница. Ступени этой лестницы вырезаны овалами на толстой деревянной доске. Все деловые разговоры мы очень часто ведем на кухне. А под печкой обязательно стоит миска с горохом. Это угощение для домового. Вот и здесь мы окунаемся в историю Москвы. Фотографии и чертежи нам рассказывают о том, как видели Москву иностранцы. Мы видим русскую одежду с длинными рукавами. И очевидно, чтобы работать, рукава надо было закатить. Отсюда и идет русская поговорка «Работать спустя рукава». А потом мы видим на гравюрах, как видели Москву сами москвичи. На гравюре можно увидеть, как шли занятия в церковно-приходской школе, как проходили венчание и свадебный пир. Как работали кузнецы, иконописцы, гончары, портные, ювелиры… На картинах мы видим Большой каменный мост времен Петра Первого.  А самый большой диковинкой этой комнаты является Петров чертеж, глядя на который хочется попутешествовать…

 

Петров чертеж, или описание с некоторым вымыслом автора отчета.

Что же такое Зарядье? Где территориально жили бояре в 16-17 веках?

Если рассмотреть Петров чертеж, который тоже находится в музее, то можно разглядеть, как  исторически строилась Москва. В наше время Москву окружают МКАД (самое большое автомобильное кольцо), 3-е транспортное кольцо (снова кольцо), Садовое кольцо… Теперь стоп. Дальше уже начинается историческая часть Москвы, которую можно узнать на Петровом чертеже. Это Земляной город. Город окружал (снова кольцо) земляной вал, важное оборонительное укрепление. А старые названия улиц не дадут нам ошибиться. Одна из улиц Садового кольца называется Земляной вал. Давайте представим себе, что мы путешествуем от Земляного вала по старой улице, которая сейчас называется Покровка. Еще ближе к центру находится Белый город. Он тоже обозначен на Петровом чертеже. А мы, двигаясь по Покровке, пересекаем бульварное кольцо. Об этом нам говорит старое название улицы Белгородский проезд. Мы следуем дальше и приближаемся к Китай-городу. До наших дней сохранилась Китайгородская стена, а улица, которая идет вдоль нее называется Китайгородский проезд. Китай город тоже можно увидеть на чертеже. Версий почему название «китай» -  множество. В музее нам рассказывают одну из версий – ограждения из прутьев, которые назывались «кита». Мимо Китай-города идет улица Варварка, которая приводит нас к Кремлю. Перед Кремлем на Красной площади находится центральный универмаг Москвы – ГУМ. А в 16-17 веке там находились торговые ряды, а место за торговыми рядами назвалось Зарядье. Вот здесь, в Зарядье, в Китай-городе и жила семья боярина Романова.

 

Подсобные помещения.

Ну что ж кухонные посиделки закончены, и мы идем смотреть подвальные помещения дома. Подвал, который ближе к кухне должен быть продуктовым. И мы действительно попадаем в кирпичный продуктовый подвал 16 века. В него ведет лестница, с поворотом на 90 градусов. Потолок подвала низкий и сводчатый. В этот подвал могли войти все обитали дома: и хозяева, и слуги. Для освещения использовались свечи и лучины. А чтобы не было пожара всегда использовались корытце с водой или песком. В доме использовались свечи, которые тушили специальным съемом. В подвале мы видим кухонную утварь: ступу, ковши, ведра, короб (почти как в сказке «Маша и медведь»); орудия труда для работы в поле: косу-горбушу, вилы, серпы…, а также дугу для лошади и коромысло.

Но есть в доме и подвал, вход в который открыт только для хозяина. Это подвал казна. Потолок подвала также сводчатый,  но,  в отличие от продуктового, он выложен из белого камня. Белый камень лучше впитывает влагу. А в подвале-казне действительно хранились ценные вещи. Все вещи хранились в сундуках. Деньги хранились в специальных мешках, а сундук, в котором они хранились, назывался сундук-денежник или сундук-сейф. Эти сундуки делали для  хозяина по специальному заказу, и секрет замка знал только сам хозяин. Ну а задачей боярина было в мирное время – помогать государю управлять государством, а в военное время – участвовать в войне. Когда объявлялась война, боярин должен был явиться со своим имуществом к царю, а дальше нужно было слушать и выполнять его указания. Вот почему в подвале-казне хранилось оружие: кольчуги, бердыши, щиты, огнестрельное  оружие, пистоли, пушки. Вооружение, которые использовали для защиты крепости (а Москва была крепостью) называлось затинное. Таким вооружением были пушки-пищали. Почему так назывались не только пушки, но и огнестрельное оружие много думают ученые-оружейники. Но единого мнения пока нет. Распространенная версия, что пушки назывались пищалями, потому что издавали при стрельбе писк, похожий на мышиный. Ну а чтобы рассмотреть все свои владения хозяин использовал слюдяной фонарь. На этом наш осмотр подвала-казны заканчивается и мы поднимаемся по лестнице 16 века на мужскую половину дома.

 

Мужская половина дома

Мы начинаем осмотр мужской половины дома с комнаты старших сыновей. До 6-7 лет дети – мальчики жили на женской половине дома. Ну а как только они достигали нынешнего школьного возраста, они переселялись на мужскую половину, и их воспитанием занимались дядьки, которые их учили грамоте – алфавиту. Одна сторона разворота книги не содержала текста, и ученик мог легко переписывать текст с другой страницы. Многие правила были рифмованные, и их легко было учить. А чтобы водить по книге было удобно, использовалась указка в виде ноги. Боярских детей учили географии. Их учили самих рисовать карты. Для этого использовались угломер и компас. Учили также арифметику и иностранные языки. Обязательным иностранным языком была латынь. Учили также немецкий и французский языки. И обязательно для каждого мальчика был дядька – учитель физкультуры. Ведь вооружение воина составляло около 27 кг. Когда мальчик вырастал, ему приходила «Призывная грамота на службу к царю для боярина». И молодой боярин должен был выдержать непростой экзамен. Так что если он учился прилежно, то ему обычно это удавалось, и он зарабатывал хорошее жалование на государевой службе.

Ну а самой парадной палатой – является трапезная (столовая) палата. Ее венчает сводчатый потолок с росписью. Мы можем увидеть в росписи герб России, грифон – герб семьи Романовых, вензель «МФР» - Михаила Романова. Окна вместо стекол – слюдяные, но часть окна обита материалом, чтобы сохранить тепло. Лавки за столом покрыты материалом. В праздничные дни, лавки покрывались полавочником, дорогим и красивым материалом. В красном углу – икона. Гость, входящий в дом, приложив правую руку к сердцу, кланялся иконе, а потом хозяину. Посуда на столе медная или оловянная. Гости рассаживались за столом тоже по определенным правилам. Чем знатнее и богаче гость, он садился ближе к хозяину. Первое блюдо ели руками, и потому потом по кругу передавалась миска с водой, чтобы помыть руки. Потом подавались супы и похлебки, к ним подавали ложки. Пища подавалась несоленой. Вот почему про гостя, которого не принимали в доме, говорили, что он ушел «несолоно хлебавши». Хозяин угощал всех гостей квасом из сосуда, который назывался братина. Хозяин брал сосуд, делал глоток и передавал гостям. Потом сосуд возвращался к хозяину. Этот ритуал, наверное, был символом братства хозяина с его гостями. В трапезной всегда стоял стол-горка. В нем стояли позолоченные ковши – подарки царя и награды. А наградами государя – были кроме позолоченных ковшей, шубы и часы. Шубы шили мехом вниз (как сейчас дубленки), а сверху их расшивали шелком, бархатом и драгоценными камнями. Часы были тоже очень символичной наградой. Говорили: «Делу время, потехе час». А подарками обычно были отрезы дорогих тканей. Обычную одежду шили из льна, который порой сами и ткали, а парадную – из шелка и бархата.

А где же работал боярин, где решал важные государственные дела? А работал он в кабинете. Вот и мы входим в кабинет боярина. Стены обиты тесненной кожей. В кабинете печь – красивая, изразцовая, муравленная – зеленого цвета, словно изумрудная, слова трава – муравушка. В кабинете – стол. На столе мы видим перья. Гусиными перьями писали мелкие служащие, а лебедиными – богатые бояре и сам царь-государь. Документы представляли собой грамоты. Это было достаточно узкое и длинное письмо, написанное скорописью – сокращенно, которое потом сворачивалось в трубочку и закреплялось боярской печатью. Деньги хранили в кошельках, которые назывались – калита. В комнате боярина можно увидеть старинные монеты. Ценные вещи хранили в небольших сундуках, которые назывались подголовник. Крышка сундука была плоской, и на нее можно было положить подушку. А день боярина начинался в 4 часа утра, с восходом солнца, а днем бояре отдыхали. Для этого у них были комнаты отдыха. Это следующая палата, куда нас приглашают.

Спален в палатах не было. Но были так называемые комнаты отдыха, библиотеки. А поскольку книги в те времена были очень дорогие, хранили их в сундуках, называемых книгохранители, а комната отдыха приобретала еще одно название – книжная казна. В палате стоит лавка, на столе – уховертка и гребешок. А самая большая ценность этой комнаты – книги. Стоить книга могла корову или лошадь, а то и целый дом. В палате мы видим рукописные книги: «Канты», сказки,  а также знаменитую первую печатную книгу Ивана Федорова «Апостол».

Женские комнаты.

А теперь настало время посетить боярский терем. Поднявшись по крутой лестнице, мы делаем несколько глубоких вдохов и ощущаем, что в комнате легче дышится. Весь третий этаж деревянный. Мы останавливаемся в проходных сенях. Нам немного рассказывают о женской одежде. И это не случайно. Ведь дело, которым занималась хозяйка было рукоделье, а значит – одежда. Женщины носили распашные сарафаны и рубахи из батиста. Одежду украшала ручная вышивка. На одежде обязательно должен быть накладной воротник, хранитель от нечистой силы. Голову девушки украшала девичья повязка. А пуговицы были большие и дорогие, размером с яйцо. Для сравнения – кафтан может стоить 70 руб., а пуговицы к нему – 660 рублей. Дома на ногах носили тапочки без задника. Мы видим закрывающееся зеркало. В старые времена зеркала вообще были запрещены на Руси. Поэтому либо были маленькие зеркальца в гребешках, либо закрывающиеся зеркала.

Наконец, мы входим в комнату хозяйки дома. Это самая просторная комната в доме. Окна в комнате хозяйки большие, много света. В комнате стоит изразцовая печь. На столе хозяйки ключи, потому что женщины вели домашнее хозяйство;

сундуки, в которые складывали приданное дочери и хранили все свои вещи; книжки, ведь женщины были грамотные и тоже много читали. На полу игрушки, в комнате люлька, ведь главная задача женщины, независимо от сословия – воспитание детей. В сундуках, где хранилось приданое дочерей, лежали сговорные грамоты, чтобы не путать, чье приданное. А дочери, подрастая, тоже занимались вышивкой, и сами шили себе приданое. Их учили делать свое дело очень хорошо. А в 12-13 лет их уже выдавали замуж. Окна женской половины выходили на разные стороны света. А самой светлой должна была быть светлица – рабочая комната женщин. В светлице стояли ткацкий стан, на котором делали льняные нити, пяльца для вышивания, ткацкие станки. Из льна делали повседневную одежду, а нарядную – делали, например, из итальянского бархата.

И в комнате хозяйки, и в светлице нам дали посидеть на лавках, чтобы мы почувствовали себя настоящими гостями.

На этом экскурсия по палатам закончилась.

 

Первый подземный музей Москвы.

Мы опустились на глубину 3,5 метра, чтобы встать на землю, по которой ходили бояре Романовы в 15-16 веках. На этом месте сохранились гончарные печи, на которых обжигали, как глиняную посуду, так и кирпичи. И еще здесь можно увидеть культурный слой земли. Вот по нему и делают археологи свои выводы о том, что происходило на Руси в древности.

Hosted by uCoz