Участники

Введенский Роман

Кузнецова Галина

Кузнецов Никита 8 лет

Борзенец Юрий (г. Кронштадт)
Собака Лотя

Фонд сохранения Всемирного Наследия организует следующие экскурсии:
  1. Санкт-Петербург – как объект Всемирного Наследия
  2. Мистический Петербург
  3. Кронштадт с высоты «птичьего полета»
  4. Тематические экскурсии по Кронтадту
  5. Кронштадт – родина Иоанна Кронштадского
Подробности на сайте http://nasledie.org.ru

Путешествие из Москвы в Санкт-Петербург на майские праздники
1-5 мая 2003 года

Пролог
Идея поехать в Питер пришла к нам с Наташей Брайловской в автобусе, по дороге из города Тулы 5 апреля 2003 года. И чем ближе мы приближались к Москве, тем эта идея нравилась мне все больше и больше. Итак, 16 апреля я отправляю через интернет заявку на бронирование гостиницы на сайт www.zabroniryi.ru. Буквально на следующий день мы начинаем общаться с менеджером, и она предлагает нам относительно недорогой вариант остановиться в гостинице Прядильно-ниточного комбината. 23 апреля мы все оплатили и, съездив в гостиницу «Космос» забрали документы на бронирование. Теперь впереди увлекательная поездка. Нас собралось 9 человек: Наташа, Галя, Рома, я – взрослые и Маша, Федя, Никита, Олег, Андрей – дети и собака-лабрадор Лотя. Выезд наметили на 1 мая 2003 года.

1 мая. Дорога в Питер
Итак, мы записались в автотуристы. Это наша первая поездка. Начинаем все по порядку.

6:00 – за нами заезжает Наташа, и мы трогаемся в путь
7:00 – встречаемся с Галей у МасДоналдса на Ленинградке. Маша пересаживается в Галину машину, и всю оставшуюся дорогу едет вместе с Лотей. А мальчишки периодически меняются местами.

7:00-8:00 – на шоссе большая пробка, пытаемся ее объехать через Сходню. Но в результате заблудились, долго плутали, но, наконец, возле Зеленограда выехали снова на Ленинградку. У Наташи немножко задымилась машина, она позвонила механику, но тот ответил, что все нормально, можно ехать. За этот час у меня было некое сказочное ощущение внутренней свободы. Когда мы едем куда-нибудь на поезде, но такой счастливый миг посещает меня, когда трогается поезд. А здесь видимо происходило то же самое. Но к 9 часам мы все-таки стали немного шевелиться, путь некороткий впереди – 700 километров.

9:00 – населенный пункт Дубинино
9:22 – перетоп у выезда из Солнечногорска
9:44 – Клин (635 километров до Питера)
10:10 – выехали из Московской области в Тверскую
10:59 – стоянка у поселка Мелково. Вы подъехали к Московскому морю и решили остановиться и перекусить.
Не успели мы остановиться, как дети нашли на ближайшей свалке какие-то губки и начали мыть машину. Галя и Рома проехали этот поворот, и потому нам ничего не оставалось, как быстро домыть машину и продолжить путь. После этого мы уже всерьез забеспокоились о быстро бегущем времени, и решили уже больше не останавливаться, есть по дороге.
Начинаем анализировать первые ошибки начинающих автотуристов. Ехать надо в спортивном костюме, а никак не в парадном, брать с собой тряпки, воду мыть руки, держать сверху аптечку. Обязательно брать с собой коврики туристские и «сидушки».

11:35 – проезжаем Тверь, реку Волга. И вскоре после Твери Андрюшка начинает жаловаться на головную боль. У него поднимается температура. И уже только в Питере я вспомню, что им за 3 дня до отъезда сделали прививку, и это у него началась реакция. Но мы даем Андрюшке анальгин, у Гале, к счастью, он оказывается сверху и заставляем пить воду.

12:29 – Марьино
13:00 – Торжок
13:30 – Б. Киселенки. Два года назад мы ходили туда с ребятами на Тверцу, на День независимости. Отмечали первый мой коммерческий сайт www.vakyym.ru

13:40 – В. Волочек
14:13 – Хотилово. Пробка между Коломно и Хотилово

14:20 – Поворот на Бологое
14:27 – Перетоп за Макарово
14:57 – Выползово
15:00 – Начинается Новгородская область, Валдайский район
15:03 – Едрово, железнодорожный переезд – дорога на Старую Руссу, Новая Ситенка (до Питера 373 км)
15:23 – поворот на Валдай
16:00-16:08 – остановка в кафе у Немчиновой горы

16:12 – Яжелбицы
16:17 – Киселевка
16:23 – Нов. Рахино. Дети с увлечением слушают Высотского «Про 2 12», «В бане пассатижи»
16:32 – Крестцы. Звонил Юрка Борзенец – до Питера 257 км
16:38 – Долгий мост
16:39 – Харчевня
16:42 – Невская
16:46 – Вины. Булановы уснули под Высотского
16:52 – Зайцево
17:30 – мы прибываем в Великий Новгород. Все дети, кроме Андрея со взрослыми идут смотреть Кремль. Мы с Андреем остаемся в машине и читаем Гарри Потера, смотрим только на ворота Кремля.
Олег берет мой фотик Olimpus, снимает в таблички. Открывает при этом новую моду в нашей семейной фотографии. На «Смене» это было делать неудобно. Взрослые выбрали место возле башни Кокуй, а дети выбрали кусты и начилась игра в салочки-догонялочки.
Олег сфотографировал и памятник 1000-летию России, и Софийский собор, и вход в местный музей со львами, и даже расписание работы местной библиотеки. Все были в восторге от великолепной набережной, и так хотелось весть на пароходик и прокатиться по реке. Еще с нами постоянно на связи Наташин младший брат Саша. Они едут немного впереди нас. Им удалось покататься в Новгороде на пароходике. Всем купили сувениры – угольные карандаши с надписью «Великий Новгород»

20:06 – Выезжаем из Великого Новгорода
20:25 – Подберезье
20:33 – Мясной Бор
20:47 – Трегубова
После этого уже становится темно, я перестаю писать точный график по населенным пунктам. Все увлеченно следят за верстовыми столбами, сколько же километров до Питера. И вот, наконец, мы въезжаем в город. Дети видят ту же рекламу, что и в Москве, и она приводит их в восторг. По Невскому проспекту выезжаем на набережную Невы. Показываю детям крейсер «Аврора». Но оказалось, что набережные перекрыты для движения, и мы выезжаем на параллельную улицу. Но мы достаточно быстро нашли нужную нам улицу и гостиницу.

2 мая. Экскурсия по городу
Проснулись, за окном дождь. Холодно, ветер… У Андрея снова температура, мы остаемся дома. Я назначаю встречу с Юрой. А остальные едут гулять по городу. В районе 3 часов дня Андрей уснул, и я побежала смотреть окрестности. Обошла вокруг квартала, запомнила ориентиры въезда, вышла на набережную Невы к Охтинскому мосту. Смольный монастырь – в лесах. А Охтинский мост просто поражает своим великолепием. Посмотрела, где ближайший магазин и вернулась домой. Когда пришел Юра, он меня застал за чтением путеводителя. Это показалось ему забавным. Он приехал с Анечкой, и хотел пригласить нас в цирк. Но мы дали слово, что будет в форме завтра. И все приедем в Кронштадт.

Вечером вернулись все наши. Они ездили на экскурсию по городу. Видно было немногим больше, чем через замороженные стекла в Великоустюгском автобусе. Но всем понравился крейсер «Аврора». Олег его фотографировал со всех сторон. А внутрь они не попали – был выходной. Олежка запомнил: училище с минами, красные колонны, церковь с пушками и цепями, островок рядом с дорогой и белое здание. Вот таковы были первые впечатления от города на Неве. Что такое прохладный майский дождь в Питере теперь все знают. Вечером дети играли в доме. Наша гостиница для этого идеально подходила. Собаку немного подкармливали огрызками яблок, она, конечно, была в центре внимания.

3 мая. Кронштадская сказка.
У Олежки день рождения. Город Санкт-Петербург поздравляет Олежку прекрасной погодой, удивительно голубым небом и солнышком. Я готовлю завтрак, всех бужу, и мы едем в Кронштадт. Мы переезжаем Неву через мост Александра Невского, а далее дорогу на Приморское шоссе нам подсказывает остановивший нас сотрудник милиции.

И вот мы уже на дамбе, выезжаем на Финский залив. Никого не могут оставить равнодушным его морские просторы. Мы сделали остановку. Дети по камням пошли к морю. Лица у всех счастливые. Набирают полные машины камней, оживленно общаются друг с другом. Как же хорошо, когда и родителям, и детям хорошо вместе! Итак, сказка Олежкиного дня рождения началась.

Наша остановка на дамбе заканчивается, мы продолжаем движение. Видим множество фортов, а впереди – остров Котлин, который венчает купол Морского собора. Юрин дом стоит прямо при въезде в город. Мы забираем Юру и Лену и едем смотреть город. Юра возглавляет Фонд Сохранения Всемирного Наследия. В рамках деятельности проводятся тематические экскурсии по Петербургу и по Кронштадту.

Наша экскурсия рассчитана на мальчишек, которых интересуют корабли, пушки, самолеты, подводные лодки, катера и прочая техника. Идеальным место, где все это можно увидеть является город Кронштадт.
Первым нам Юра показывает форт Чумный – дедушку форта Байард. Потом мы садимся в машины и въезжаем в Кронштадт через городские ворота. Как и положено городу-крепости, он обнесен крепостной стеной и вокруг города построен обводной канал. Как в городе-порте в Кронштадте находились церкви всех религий. Датой основания Кронштадта считается 18 мая 1704 года. И по сему Кронштадт моложе Петербурга на один год, а в следующем году ему исполнится 300 лет.
А строился он как мини-Петербург. В нем есть и Адмиралтейство, и Летний сад, и Гостиный двор. Мы выезжаем на набережную к Итальянской бухте. В эту бухту заходили торговые суда и плыли через весь город по каналу к складам, где они разгружались. Мудрый был царь Петр I, многое умел продумать до мелочей.
В Кронштадте находится футшток Петра показывающий нулевой уровень моря. Через весь город проходит знаменитый сухой док Петра I – это и шлюз, и отводной канал и пруд, куда уходила вода, и корабль можно было ремонтировать. Очень живописное место – мостик у отводного канала. Юра нам показывает место, где была передана первая радиопередача. Ребята перелезают через забор и добегают до этого флигеля. Ну а самое интересное – это набережная – и корабли, и маяк, и подводные лодки. Заканчивается наша экскурсия на центральной площади города около Морского Собора. Мы проходим по металлической мостовой, тоже интересного технического сооружения. Мы фотографируемся и едем на форт Константин.
Форт Константин соединен дамбой с Кронштадтом, хотя изначально это тоже был остров. Мы видим сохранившиеся бастионы и казематы порта. Дети исследуют ходы и выходы этого загадочного лабиринта. А мы, выбрав удобное место на вершине бастиона, наблюдаем за ними. Андрей стоит рядом с нами. Я его не пустила лазить. Остальные дети только появятся на поверхности и снова исчезают. Но потом и мы с Андреем зашли в казематы форта, но вместе. Юра рассказывает, что именно здесь проходит фестиваль «Струны фортов», который обычно бывает в конце мая. Полюбовавшись просторами форта, мы продолжаем наши приключения.
Созревает головокружительный план – облететь на самолете вокруг острова Котлин. Мы приезжаем на аэродром, где нас радушно встречает его начальник, которого Юра знает уже очень давно. Он отдает приказ – и самолет подают на посадку. Самыми смелыми из детей оказываются Федя и Андрей. Они садятся в самолет вместе со мной. Нас пристегивают ремнями. Больше всех везет мне. У меня под ногами педали, в руках руль. Но я не делаю никаких лишних движений без приказа пилота.
Мне надевают наушники, шум стоит! С помощью наушников я могу слышать пилота. И вот все готовы с старту – самолет разгоняется и взлетает. Впечатлений масса, куда-то уходит грусть от вчерашнего сидения дома, поражает красотой вид сверху! Детей я не слышу, но по лицам видно, что они счастливы.
Но вот самолет накреняется и делает поворот. После этого пилот разрешает мне попробовать руль. Рукоятка напоминает рычаг коробки передач автомобиля, но работает совсем по-другому. Вперед – нос самолета поднимается вверх, назад – поднимается вверх хвост самолета. Ну а влево – вправо – самолет летает крен, а далее пилот знает, что делать для поворота. Еще немного и мы совершим мягкую посадку. После полета Федя говорит Наташе: «Это самое интересное, что было в Санкт-Петербурге!». Второй партией летят Наташа вместе с Машей и Олегом. Есть что-то в профессии летчика необыкновенное. Человек, преодолевая свой страх, становится способным творить чудеса.

Ну а теперь, как положено на день рождения надо сесть за праздничный стол. Гостеприимный Юра приглашает нас в гости. Лена кормит детей вкусными котлетами с картошкой.
Мы с Юрой готовимся вручать дипломы смелым участникам исследования фортов и полета на самолете. А Наташа, Галя и Лена отправляются в магазин, а затем готовят мясо для шашлыков. Федя помогает резать мясо. Потом именинник Олег фотографируется в Юрином костюме спасателя с ледорубом.
Следующим пунктом нашей программы – будет пикник на форте Шанц. Темнеет, но ночь здесь светлая. Белые ночи еще не наступили, но сумерки наступают поздно.
Фортовые сооружения есть и здесь, можно просто бегать, можно жечь костры – ребятам раздолье. Такого в Москве не увидишь! Тут подходит ко мне Олег и говорит: «Мама, а давай всегда отмечать здесь мой день рождения». Что ж это хорошая идея. Такой день рождения запоминается на всю жизнь!
Когда шашлыки были готовы, все сели около костра, зажгли свечи на именинных тортах. Красиво! Вот таким запомнился сам сказочный и необыкновенный город мини-Петербург, который царь Петр Алексеевич назвал «Коронным городом» или Кроштадтом. Мы прощаемся с нашими гостеприимными гидами, надеемся на скорую встречу и дальнейшее сотрудничество. Пока доехали до дома, дети уснули. Картина была чудная!

Так заканчивается этот день, но только для детей. Хорошая погода означает, что в Питере будут разведены мосты. Как только все дети уснули родители выезжают на ночную экскурсию по городу. Мы посмотрели разведенные Охтинский мост и мост Александра Невского. Конечно, день был длинным и интересным. Впечатлений у взрослых было не меньше, чем у детей.

4 мая. Эрмитаж. Метро
Просыпаемся, а за окнами дождь. Вот такая переменчивая и совершенно непредсказуемая погода. Мы собираемся на экскурсию в Эрмитаж. Наташин брат заботливо занял нам очередь. Наташа с ребятами уже давно запланировали этот день в Эрмитаже. У них свои залы для посещения. А мы вместе с Галей и Ромой идем искать экскурсию.
В первом зале дети очень нравятся кареты. Эрмитаж был построен по приказу Екатерины Великой, а в переводе слово «эрмитаж» означает «приют отшельника». Эрмитаж огромен, во время каждого посещения можно открывать для себя что-то новое. Мы заходим в Гербовый зал. Андрюшке он больше всех понравился. Ему понравилась царская посуда, предметы царской власти и, конечно, великолепие этого зала, построеном в хорошем художественном вкусе, свойственном этой великой российской царице.
Для него, в 7 лет, можно было бы уже и не ходить дальше. Но вдруг мы встречаем экскурсию для школьников, тематическую – по античным залам. И присоединяемся к ней. Никита с упоением слушает экскурсовода, Олег тоже немного слушает, а Андрей уже идет почти «на аркане». Через час вещания устают и дети, которые старше. Но экскурсия как раз и заканчивается. В ближайшей кафе дети отведывают желанный стакан «фанты», а потом мы встречаем всех остальных в установленный час.

После Эрмитажа мы заходим в Исаакиевский собор, а потом обедаем в турецком ресторане на Б. Морской улице.
Потом Галя и Рома едут ремонтировать машину, а мы с Наташей и всей гвардией подъезжаем к храму Спаса-на-Крови, а потом едем показывать детям метро с двойными дверями. Станций метро в Питере меньше, чем в Москве, а входы в них совсем неприметные. Расстояние между станциями достаточно большие. Пока мы искали нужные улицы, чтобы спуститься в метро мы проехали весь Невский, пересекли Дворцовый, Литейный, Самсоньевский мосты, мост Лейтенанта Шмидта, мост Александра Невского. Проезжали мимо Летнего сада, издалека видели скульптуры, проежали мимо костела и мечети… Спустились в метро мы на станции Василеостровская. Как хорошо, что вагон был пустой, потому что начались настоящие «бесилки», которые невозможно было остановить уже ничем.
На обратном пути самые отъявленные «предводители» ехали в багажнике (благо он был с окнами), при этом им было еще веселей.

Но дома дети успокоились и мирно собирали конструктор. Вечером к нам приехали Наташин брат с другом и остановились в нашей гостинице. Предыдущие две ночи они были на ногах, это было их первое самостоятельное путешествие в Питер.

5 мая
Но вот и наступил день отъезда. Как же не хочется возвращаться домой! К своему стыду я проспала, а в предыдущие дни вставала первая. Выехали мы только в 12 часов. Полетели наши планы с катанием на пароходе в Великом Новгороде. Значит будет повод вернуться. Пообедали мы снова в кафе у Немчиновой горы в 18 часов, потом сделали небольшую остановку у живописного Вышневолоцкого водохранилица. И последняя остановка была уже дисциплинарная – после Торжка. Ее можно было назвать «поедание йогуртов под аварийную сигнализацию». Время было уже 21:30 – после этого дети притихли, и мы спокойно доехали до Москвы. Дома были около двух часов ночи.

Эпилог
Когда собирается хорошая компания, это счастье. Мы провели счастливейшие деньки в Санкт-Петербурге. И мне хочется верить, что дети полюбят такие путешествия, они несут им и образование, и расширение кругозора, знание истории, географии, умение принимать решения в самых неожиданных ситуациях, поддерживать друзей, не паниковать в сложных ситуациях, идти на компромисс и многое, многое другое. Компанию собираем, а потом на помощь приходит интернет, где мы находим всю информацию о гостиницах и достопримечательностях. Планы составляются, «несущие конструкции» есть, а дальше продолжаем «отделку» на месте! И этот процесс может продолжаться до бесконечности, принося радость и пользу всем участникам. В путь, дорогие обитатели РУНЕТА!