ПУТЕШЕСТВИЕ УЧЕНИКОВ ШКОЛЫ 1259 Г. МОСКВЫ В ВЕЛИКИЙ УСТЮГ

> О Великом Устюге

О ПОЕЗДКЕ

27 декабря 2002 года

Поезд 220 Москва – Котлас с Ярославского вокзала доставил нас до станции Ядриха. 27 декабря в 14:39 мы выгрузились из поезда. Далее Львовский автобус довез нас до Великого Устюга. Расстояние от Ядрихи до Великого Устюга около 60 км – мы доехали за 1 час 10 минут. Мы ехали вместе со старшеклассниками, они шутили и пели песни. Окна были замороженные, но мы старались в них что-то увидеть.

Приехали в общежитие кулинарного техникума. За обедом дети сидели вместе с родителями, но в остальные дни дети кушали вместе с детьми, а родители отдельно. До ужина мы расселились. В номерах достаточно холодно, но радуют горячие батареи – вещи все высохнут.

После ужина состоялась наша первая пешеходная экскурсия по городу. Мороз –29С. Небо чистое, звездное, Полярная звезда почти в зените. Сначала хотели попасть на каток, но он не был расчищен, да и проката тоже не было. Но мы до него дошли. Каток в центре города, выходит на пешеходный Советский проспект (Успенскую улицу), который тянется вдоль набережной реки Сухоны, и длина которого не уступает Невскому проспекту в С-Петербурге. По дороге к центру шло бурное пихание друг друга в снег, и валяние в снегу. Так что ребятишки катились почти кубарем. А взрослые вместе с Натальей Владимировной вспоминали самые захватывающие события детства. Всем было весело! Около катка мы увидели статуи Деда Мороза и Снегурочки, а на проспекте двух снеговиков, сделанных из льда. На обратном пути мы сели на автобус. Девочки немного замерзли, да и остальные дети немного устали.

Ну а дома тоже было чем заняться. У Никиты было много игрушек, так что местом тусовки детей была его комната. А дети со словами «Мы пошли к друзьям» оставляли родителей в покое. Но в первый день пора уже и лечь спать, завтра в 8 часов нас уже ждет завтрак и автобус на вотчину Деда Мороза.

28 декабря 2002 года

На следующий день мы отправились на вотчину Деда Мороза. Мороз – 40 градусов. Доехали на автобусе очень быстро. И вот перед нами сказочные врата вотчины Деда Мороза.

По дороге нас встречают скульптуры сказочных героев и волшебный камень, к которому надо приложить руки, чтобы попасть в сказку. По дороге слышен вой волков, но мы не останавливаемся и бежим в сказочный терем Деда Мороза.

В тереме нас встречает Хозяйка Берегинюшка и провожает по деревянной лестнице в сказочный зал, в котором стоит высокая елка, и мигают волшебные огоньки. На вопрос: «Кто вас сюда привез?» - все ребята отвечают: «Наша учительница Наталья Владимировна». Нам показывают комнаты терема – здесь «русский дух», здесь «Русью пахнет» – здесь и народные промыслы, старинная кухонная утварь, большой чугунный утюг и ткацкий станок. Таня пишет от всех ребят пожелания Деду Морозу в его рабочем кабинете. Нам показывают спальню Деда Мороза с ее волшебными семью подушечками, мы видим комнату зайчиков и комнаты елочек. Все наши экскурсоводы одеты в национальные наряды, и пленят душу своим очаровательным оканием. И вот наступает важный момент – все садятся за стол для приема почетных гостей, кладут руки на стол и под волшебный колокольчик загадывают свои самые заветные желания. Ну и самый торжественный момент – это встреча с Дедом Морозом. Дедушка Мороз стал расспрашивать, откуда мы и как сюда приехали. Мы рассказали, что путь наш был тернист и труден, сначала в плацкартном вагоне на верхних полках, потом в автобусе и потом по морозу. Но Хозяйка сказала, что это не беда и все ребята молодцы, что приехали. А пожелания пусть наши будут самыми искренними и самыми добрыми. Полина прочитала Деду Морозу стихотворение, а ребята ее дружно поддержали. Это очень понравилось Деду Морозу. Он подарил всем подарки, мы сфотографировались с ним на память.

Теперь мы выходим снова на мороз. Смотрим на ледяные скульптуры, впечатляет Данила-мастер со своим разноцветным каменным цветком. Потом все катятся с деревянных горок и выходят к большой горе, где едут волшебные лодки-сани, прямо с высокого берега реки Сухоны. Самые отважные катятся на санях вниз, а кто сильно замерз, уже спешит в теплую хижину, где нас ждут горячие блины со сгущенкой. А когда все отогрелись, мы потихоньку начинаем двигаться в сторону автобуса, по дороге наблюдаем как танцует лиса, воют волки, прячутся кролики, спит сова - фотографируемся. А кому-то повезло, и по дороге встретили северных оленей, которые везли сани Деда Мороза.

Вот так прошел этот день, который оставит у ребят незабываемые впечатления!

И вот мы уже снова в автобусе, не успели оглянуться – снова в городе. После обеда вырисовывается любимое место всех ребят – большой сугроб. Вытащить из него ребят удается только опытной Наталье Владимировне.

29 декабря 2002 года

Этот день был полностью посвящен знакомству с городом Великий Устюг. Наконец, автобус привозит нас на набережную реки Сухоны.

Экскурсовод рассказывает нам об истории города, возможно, он еще более древний, чем Москва. Великий Устюг – родина знаменитых мореплавателей и землепроходцев, таких как С.Дежнев, Е.Хабаров, В.Шилов, В.Атласов, М. Неводчиков, М. Шалауров. Благодаря своему замечательному географическому положению в «Устье реки Юг» (отсюда и название города) и реки Сухоны, которые сливаются и впададают в Северную Двину. Нам показывают, где проходил форватер и где издревле стоял маяк, который показывал судам безопасную дорогу.

Мы посещаем Прокопьевский собор во время службы, Церковь Вознесения, музей Новогодней игрушки и фабрику «Великоустюгские узоры». Мастерицы показывают нам как выполняется резьба по бересте, как делаются туесочки, как плетут лапти.

А в музее Новогодней игрушки нам рассказывает о белоснежных глиняных игрушках сам художник. Мы наслаждаемся уютными средневековыми улочками города, каждый дом имеет свою историю.
Потом мы катаемся на лошадях по старинной Успенской улице.

И под конец посещаем тронный зал Деда Мороза, и опускаем письма в почтовый ящик.

Вечером мы уже едем в Москву. Погрузка в поезд стала испытанием и для детей, и для родителей. Но все закончилось хорошо, и все благополучно возвратились в Москву поездом 175 «Воркута-Москва».